Не бывает городов без истории, но бывают города без прошлого. Стёртое с лица земли, оно сохраняется лишь в записках путешественников и трудах историков и своим присутствием более не напоминает о пролитой крови и покалеченных судьбах. Прошлое столицы современной Армении живёт в двух мечетях, которые чудом сохранились до наших дней. А ведь немногим более ста лет тому назад изящные минареты и купола мечетей были главным украшением Эривани.
Теперь в это сложно поверить, но в 1869 году российские чиновники насчитали в Эриванской губернии только шиитских мечетей — 269 [Кавказский календарь на 1870 год]. Согласно статистическим данным за 1902 год, по всей губернии функционировало 310 мусульманских храмов [Памятная книжка Эриванской губернии]. Перед вторжением русской армии мусульмане — при преимущественной доле азербайджанских тюрок — составляли более 80% населения Эриванского ханства.
Началась же история Эривани после завоевания Азербайджана кызылбашами. Юный шах Исмаил, свято почитаемый своими ревностными сторонниками, приказал визирю Реванкулу-хану построить крепость на берегу реки Занги. Строительство началось приблизительно в 1510 году и продолжалось семь лет. Никаких доказательств существования на этом месте более ранних поселений нет. Известно лишь, что эта область называлась Чухур-Саад, и когда-то в ней осели тюркские племена под предводительством эмира Саада, прибывшие из Средней Азии.
Современные авторы пишут, что Реванкулу-хан построил в городе первую мечеть, которая позднее была разрушена землетрясением. В любом мусульманском поселении, конечно же, были мечети. Но конкретных сведений о мечети Реванкулу-хана, именем которого была названа крепость, до нас не дошло. О том, что сталось с городом после его разграбления войсками султана Селима в 1514 году, вообще мало известно.
Если верить путевым запискам Жана Шардена, посетившего Эривань в 1666 году, недалеко от городского базара он видел старую мечеть, построенную из кирпича, полуразрушенную, которую местные жители называли мечетью Див-султана. Так звали бейлербея Чухур-Саада, который управлял крепостью в последние годы правления шаха Исмаила. Если сообщение французского путешественника правдиво, то эта мечеть пережила немало кровавых сражений и осад.
В сентябре 1583 года османская армия под командованием Фархад-паши практически разрушила крепость и заняла Эривань. На строительство новых укреплений ушло сорок пять дней. Сорок три башни были построены для защиты внешней стены, и ещё восемь башен окружали цитадель. Хронисты упоминают, что турецкие мастера также построили караван-сарай, баню и мечеть. Однако никакими подробностями о том, что это была за мечеть и где она находилась, мы не располагаем.
В 1604 году шах Аббас Великий, с чьим именем связано усиление Сефевидского государства, отвоевал Эривань у турок и спустя два года построил внутри крепости соборную мечеть. Мечеть находилась восточнее Ханского дворца, или Дворца сардара (правителя), и в некоторых источниках она называется Мечетью сардара.
У мечети шаха Аббаса был большой двор, посреди которого располагался бассейн для омовения (шадырван). Купол мечети и широкий портал с потрясающим по красоте пештаком были отделаны керамической плиткой преимущественно тёмно-голубого цвета. Изнутри купол украшала круговая арабская надпись, а над михрабом была ковровая роспись. Из-за большого сходства с Джума-мечетью в Гяндже считается, что её архитектором был Баха ад-Дин аль-Амили, видный учёный и мыслитель своего времени, шейхульислам при дворе шаха Аббаса.
После завоевания Эривани в 1827 году армией генерала Паскевича мечеть шаха Аббаса была превращена в арсенал, и в 1833 году её подробно описал французский археолог и натуралист Фредерик Дюбуа де Монперэ. Русские археологи и историки, посещавшие город, ратовали за сохранение и реставрацию этого удивительного памятника, но никакие действия со стороны властей так и не были предприняты.
В первой половине прошлого века в запущенном здании разместились армянские беженцы из Турции. О состоянии памятника на тот момент можно судить по отчётам профессора Николая Марра, подготовленным в 1911 году по поручению Императорской Археологической Комиссии, и статье азербайджанского археолога Исы Азимбекова, который совершил эпиграфическую экспедицию в Ереван в 1928 г. Впоследствии мечеть подвергалась варварскому обращению и постепенно разрушалась, а последний фрагмент стены высотой 2-3 метра был снесён в ноябре 2014 г.
На территории Эриванской крепости находилась по меньшей мере ещё одна большая мечеть Раджаб-паши, построенная в 1725 году, после того как турки ненадолго закрепились в Северном Азербайджане.
Сразу после вхождения в Эривань русских войск этот храм был преобразован в православную церковь, а позднее к её фасаду были добавлены портики с фронтоном. В 30-е годы прошлого века Советское государство захлестнула волна воинствующего атеизма, и церковь-мечеть была снесена.
Остальные исторические мечети Эривани находились за крепостными стенами. После разрушительного землетрясения 1679 года восстановлением города занимался Зал-хан. С его именем связывается строительство мечети, основанной в 1687 году в квартале Старый город, который располагался между крепостью и кварталом Тепебаши.
В 1928 году мечеть Зал-хана была снесена, а на её месте было начато строительство гостиницы «Интурист». Улица, на которую выходила гостиница, ещё некоторое время называлась Мечетская. Расположенное рядом медресе сначала использовалось в качестве выставочного зала, а потом на его месте было построено здание Союза художников.
В начале прошлого века сразу три мечети функционировали в квартале Демирбулаг. Две из них — мечети Гаджи Новрузали-бея и Гаджи Джафар-бея — были разрушены в 1930-годы, а мечеть Чатирли, построенная Гаджи Музаффар-агой в 1327/1909 году, уцелела и оставалась единственной действующей мечетью в столице Армении до конца советской эпохи. 23 февраля 1988 г. армянские вандалы сожгли её, а вместе с ней и азербайджанскую среднюю школу имени М. Ф. Ахундова. Американский исследователь Роберт Куллен, посетивший Ереван в 1991 году, пишет, что к тому времени храмовое здание уже было разрушено бульдозерами.
Не сохранились до наших дней и другие мечети Эривани, которые упоминаются в российских и советских документах. Среди них мечети Сартип-хана, Гусейн Али-хана и Гаджи Имамверди, о которых нам известно благодаря камеральной переписи, составленной российским историком Иваном Шопеном после завоевания Эривани. Согласно его же данным, ещё несколько мечетей к тому времени были полуразрушены, вероятно, они были повреждены в результате артиллерийских обстрелов.
Удивительно сложилась судьба мечети в квартале Тепебаши. Её минарет обрушился в 1960 году, а внутренние помещения стали домом для армянских семей, благодаря чему здание пережило разгар армяно-азербайджанского конфликта. Считается, что мечеть Тепебаши построил член городской управы Эривани, потомок ханского рода Аббаскулу-хан Иреванский. Он же сыграл большую роль в сплочении азербайджанских тюрок во время резни на Кавказе, учинённой армянами в 1905-06 годах, и благодаря этому мусульманское население не было изгнано из города.
Была близка к исчезновению и Голубая мечеть, на сегодняшний день единственная действующая мечеть в Армении. Строительство этого памятника каджарской архитектуры было начато правителем Эривани Гусейн Али-ханом в 1760 году и продолжалось пять лет. Фасад мечети был украшен пештаком и отделан глазурованной плиткой, как и главный купол, что роднило её с мечетью шаха Аббаса.
Здание мечети достигало 66 метров в ширину и 97,2 метров в длину, а вместе с внутренним двором занимало площадь 7000 кв. метров. Посреди двора был шадырван и росли деревья и цветы, а в его северной части находилась летняя молельня. В мечети было три зала, главный из которых был выше остальных и был накрыт большим куполом. Минарет Голубой мечети был самым высоким строением в Эривани, и увидеть его можно было из любой части города.
В 1918 г. армянские националисты устроили в мечети поджог, но она выжила. А потом наступили суровые времена советских репрессий, и мечеть была превращена в музей истории города. После Великой Отечественной войны по соседству с ним разместился музей природы, а 1952 г. один из залов был переоборудован в планетарий. Благодаря этому здание мечети не было полностью разрушено и сохранилось до наших дней.
В 1995 г. власти Армении подписали договор с Ираном, по которому Исламская республика взяла на себя все расходы по реконструкции мечети. Реконструкционные работы продолжались до 2006 г., и в настоящее время мечеть и её 24-метровый минарет привлекают туристов как самые старые строения в городе.
Впрочем, интерьер мечети более чем скромный, а основная активность сосредоточена в библиотеке, что в северной части комплекса, где проходят занятия персидского языка. И хотя в Ереване проживают курды-мусульмане и иранцы, как таковой мусульманской общины в моноэтнической Армении нет, и пятничные молитвы в Голубой мечети, соответственно, проводить некому.
Эльмир Кулиев. «Электронный минбар«.