Чечня: родственники восьмерых фигурантов «расстрельного списка» обратились в Европейский суд по правам человека

24 родственника восьмерых жителей Чечни, задержанных в конце декабря 2016 — начале января 2017 года и, по данным «Новой газеты», расстрелянных чеченскими полицейскими, обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Они пожаловались на нарушение Статьи 2 (право на жизнь), Статьи 3 (запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания), Статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), Статьи 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и Статьи 34 (давление с целью воспрепятствовать защите прав) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Заявители утверждают, что их родные были задержаны силовиками, а затем исчезли и, вероятно, погибли. Власти не признали, что люди были задержаны агентами государства, и не провели эффективного расследования исчезновений.

«Согласно Статьи 3 Европейской Конвенции, люди, чьи близкие исчезли после насильственных задержаний, могут быть признаны жертвами бесчеловечного и унижающего достоинство обращения из-за страданий, которые они испытывают, — комментирует адвокат Проекта „Правовая инициатива“ Рустам Мацев. — Мы также считаем, что была нарушена Статья 34. Высокопоставленные должностные лица ЧР угрожали заявителям и запугивали, чтобы не допустить их обращения к доступным процедурам защиты прав».

Интересы заявителей в ЕСПЧ представляют юристы Татьяна Глушкова и Наталья Морозова (Правозащитный центр «Мемориал»), Ольга Гнездилова и Рустам Мацев (Проект «Правовая инициатива»).
Мы не указываем имена родственников пропавших из соображений безопасности.

  • После нападения на полицейских 17 декабря 2016 года силовые структуры ЧР задержали от 200 до 400 жителей республики. Не менее 27 задержанных бесследно исчезли. «Новая газета» сообщила, что их всех расстреляли в Грозном на территории полка Патрульно-постовой службы полиции (ППСП) им. Ахмата Кадырова. Проверкой информации занимались сотрудники грозненского офиса ПЦ «Мемориал», в том числе руководитель представительства Оюб Титиев.
  • Родственникам, которые искали пропавших, угрожали расправой чиновники разных рангов, в том числе публично глава республики Рамзан Кадыров. Официальные лица требовали, чтобы люди прекратили поиски и не добивались возбуждения дела. Некоторые семьи были вынуждены покинуть Чечню, опасаясь за свою жизнь.
  • Родственники обращались к Уполномоченному по правам человека в ЧР Нурди Нухажиеву, в республиканскую и федеральную прокуратуру, в республиканский Следственный комитет. В возбуждении дела по факту исчезновения людей было отказано в связи с отсутствием события преступления: по версии следствия, родственники заявителей вступили в ряды незаконных вооружённых формирований и уехали в Сирию.
  • Вышестоящий следственный орган несколько раз отменял отказ в возбуждении дела. Окончательное постановление об отказе было вынесено 9 февраля 2018 года. Адвокаты обжаловали отказ в Ессентукский городской суд, а затем — в Ставропольский краевой суд, но успеха не добились.
  • Одним из задержанных в январе 2017 года и затем пропавших был Махма Мускиев. По данным “Новой газеты”, его расстреляли в ночь с 25 на 26 января 2017 г. В сентябре 2017 года в Чечне уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой показали живого Махму Мускиева. По информации правозащитников, омбудсмена ввели в заблуждение — на встречу с ней привели не самого Махму, а одного из его братьев.

Жалобы в ЕСПЧ от имени заявителей “Правовой инициативы” были поданы 27 июня и 12 сентября 2017 г, от имени заявителей ПЦ “Мемориал” — 12 сентября 2017 г.

ПРАВОВАЯ ИНИЦИАТИВА