Правозащитники в автозаке. Фото: Даниил Кузнецов.

Денежную компенсацию за 203 поездки в автозаках требует экс-чиновник

Бывший заключенный наездил в российских автозаках на 15 млн рублей компенсации, но согласен получить от государства хотя бы 2,25 млн, исходя из тарифов ЕСПЧ.

Фигурант дела Вячеслава Гайзера (экс-руководителя Республики Коми) – бывший чиновник администрации главы региона Павел Марущак подал иск к МВД, Минфину и Генпрокуратуре с требованием возместить моральный вред, понесенный им во время перевозки в автозаках. Как следует из иска, заявитель провел почти 4 года в московских СИЗО, откуда его не менее 203 раз вывозили к следователям и в суды. В общей сложности он провел в фактически пыточных условиях около 1600 часов, пишут «Ведомости».

Арестанты, перевозимые в автозаках страдают от отсутствия вентиляции и нахождения часами в тесных «стаканах». В случае Марущака ситуация осложнялась тем, что, будучи инвалидом, он вынужден был передвигаться с помощью протеза, а автозаки для этого не приспособлены.

Заявитель ссылается на недавнее решение ЕСПЧ по делу «Томов и другие против России», в котором суд признал бесчеловечными условия транспортировки заключенных в России. Это было не первое такое решение, но на этот раз суд вынес так называемое пилотное постановление, то есть, признал проблему системной.

Марущак напоминает, что по этому делу ЕСПЧ присудил одной из заявительниц компенсацию в 1500 евро за 20 перевозок общей продолжительностью 11 часов 40 минут. Его же 1600 часов по такому тарифу тянут на 15 млн руб. Но, понимая, что российские суды не обеспечивают эффективной правовой защиты при рассмотрении жалоб даже на пытки, он заявляет лишь 15% от указанной суммы, а именно 2 250 000 руб.

11 декабря Павел Марущак подал еще одну жалобу в ЕСПЧ на содержание в зале суда в металлической клетке. В ней он указал  о нарушении статьи 3 Европейской конвенции по правам человека. Его адвокат считает, что ситуация может претендовать на компенсацию в 7,5 тысяч евро.

Ингушских старейшин Ахмеда Барахоева и Малсага Ужахова с апреля этого года, то есть уже почти 9 месяцев, перевозят из региона в регион в автозаках, нахождение в которых даже для молодых и здоровых — пытка.

Эти люди страдают целым рядом серьезных заболеваний. У Ахмеда Барахоева проблемы с суставами: один коленный сустав заменен имплантатом, он нуждается в операции и на вторую ногу. Малсаг Ужахов страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, у него диабет, удалена щитовидная железа, ему необходимо постоянно принимать гормональные препараты. Ужахов и Барахоев получают лекарства от родных, СИЗО не в состоянии обеспечить их необходимыми медикаментами, хотя по закону должно.

При этом глава региона, вооруженный прокурорским опытом, аккуратно через советников мямлит, что очень переживает, но ничего не может сделать. Каким-то образом следственные и судебные органы России находят юридические лазейки, когда отправляют под домашний арест воров бюджетных миллионов. Но в нашем случае, когда всё обвинение — одна большая ложь, компетентные органы выбирают самые строгие меры.

ZAMANHO