Шотландский Кадыров

Король Шотландии Яков VI Стюарт терпеть не мог кельтов, живших в горах и на островах его страны. Да что там, он их вообще ненавидел, называя в своих письмах то варварами наподобие американских индейцев то вообще “каннибалами”.

Тому было несколько причин. Во-первых, кельтские окраины страны жили по своим варварским обычаям, не обращая внимание на Эдинбург. Во-вторых, они практически ничего не платили в казну Якова. А раз так то нахера вообще они нужны?

В-третьих, по мере того как английская королева Елизавета старела и при этом не торопилась выходить замуж, становилось все более и более очевидно, что английскую корону унаследует Яков.

А раз так, то ему надо было показать своим будущим английским подданным, что он не склонен давать спуску кельтским варварам. Раз он не щадит кельтов внутри Шотландии, то, унаследовав Англию, и с ирландскими дикарями будет обращаться так, как они этого заслуживают.

В 1597 г. Яков принял акт о проверки прав собственности в горах и на островах Шотландии. Каждый клан и каждый землевладелец обязан был предоставить ему свои документы на проверку, и, если права признавались неубедитлельными, его земли отходили в казну.

В 1598 г. ряд кельтских территорий был отписан в королевскую казну и самой крупной из них был остров Льюис на севере Шотландии. Была сформирована частная компания купцов и землевладельцев Нижней Шотландии — Fife Adventurers, которой Яков продал права на остров.

План состоял в том, чтобы уничтожить или прогнать местное кельтское население и заменить Колонисты высадились на остров и пустили под нож всех, кого смогли поймать. Но тут выяснились две вещи. Во-первых, климат на Льюисе был просто трындец — холод, ветер и дождь, так что каждую зиму среди колонистов начинался мор.

Во-вторых, соседние кланы тоже были не идиоты. Они смекнули, что если затея со Льюисом закончится успехом, то проект будет масштабирован и вскоре придет и их очередь. А потому они приложили все усилия, чтобы успеха не было. В итоге проект пришлось закрыть с колоссальными финансовыми потерями и в 1610 колония была эвакуирована.

Что же Якову делать? Он передает права на Льюис соседнему кельтскому клану МакКинзи, выписывая им “письмо меча и огня”, с тем, чтобы они добили остатки местного населения.

Этот случай ознаменовал коренной поворот в кельтской политике Якова. Если сначала он думал ломать кельтов руками низинных шотландцев, то после фиаско на Льюисе решил делать это посредством других кельтов же. С этого момента он карал и дисциплинировал кельтское население гор и островов, опираясь на сильные и воинственные “хищнические кланы” типа МакКинзи, Колхунов или Кэмпбеллов — местных Кадыровых.

И когда я говорю “кланЫ”, я слегка грешу против истины. В 70% случаев — это был один единственный клан Кэмпбеллов, который во главе со своим вождем графом Аргайлом стал основным выгодоприобретателем политики Якова. Ведь уничтожение одним кельтским кланом другого редко означало тотальный геноцид. В большинстве случаев побежденные примыкали к победителям на правах вассалов или младших членов клана.

И смотрите что получилось в итоге. Яков считал, что он очень умен и хитер, усмиряя одних варваров руками других. Только ведь вышло так, что он по сути своими руками выростил в горах и на островах несколько колоссальных “хищнических” кланов огромной военной мощи — и в первую очередь клан Кэмпбеллов. За счет покорения других кланов (с санкции короны) их богатство и военный потенциал выросли неимоверно.

Яков походу считал, что, опираясь на хищнические кланы, он укрепляет свой контроль над страной кельтов, а по факту ослаблял его. Другое дело, что он не имел возможности этого проверить, так как так и не вошел с ними в конфликт.

А вот его сын Карл I вошел. Столкнувшись с пустой казной и неповиновением парламента, он придумал гениальный план как срубить бабла — а давайте пересмотрим незаконные захваты земли в Шотландии, произведенные и в мое правление, и в правление моих отца и деда. Причем речь идет и о земле клановой, и о земле церковной, расхищенной в период Реформации.

Загвоздка была в следующем. Кто расхищал церковную и клановую землю? Очевидно, самые сильные в военном отношении кланы. И чем они были сильнее, тем больше расхищали. То есть по сути Карл потребовал от своих самых сильных и агрессивных подданных вернуть до 90% их активов.

В ответ сильнейшие шотландские аристократы во главе с Кэмпбеллами организуют Ковенант. По форме они были чистейшими лоялистами — ты наш король, все дела. По сути же… Ты хочешь забрать нашу землю? Приди и возьми.

Карл пришел с английской армией и попробовал взять. Шотландцы разбили ее и оккупировали североанглийские графства — Нортумберленд и Дарем, отказавшись уходить пока Англия не выплатит контрибуцию. В безнадежной ситуации Карл созывает наконец парламент. Так началась английская революция.

В общем я это к чему. Опираясь на местных Кадыровых, центральный деспот подчас приобретает иллюзию, что действительно подчинил клановое общество. Но эта иллюзия рассеивается в тот момент, когда он попытается забрать у Кадырова что-нибудь назад.

Камиль Галеевисторик, журналист. Студент магистратуры университета Сент Эндрюс, Соединённое Королевство