Жалкий лепет «патриота» из ресторана.
Общественность Ингушетии возмущена выступлением председателя общественного объединения Северной Осетии «Наша Осетия» Владимира Лагкуева на слушаниях законопроекта о поправке к Конституции Российской Федерации в Москве 29 января 2020 года. Основная мысль, которую апробировал оратор -это несоответствие Конституции Ингушетии с Конституцией Российской Федерации. Намек был на статью 11 Конституции Республики Ингушетия и Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов».
Не в пример нашим согражданам, выступление В. Лагкуева во мне вызвало не возмущение, а жалость к нему. И это не натяжка.
Кто-то высказался, что Владимир Лагкуев (ранее он был известен под именем Вячеслав Лагкуев) в прошлом был партийным работником. Вовсе нет. И по базовому образованию, и по характеру своей деятельности он торговый работник.
И только в 1992 г., возглавив республиканское межнациональное общественное объединение «Наша Осетия», «вошел» в политику. Но и здесь совмещал общественную работу со своим призванием: был и остался владельцем ресторана «Интурист», позднее переименованном в «Империал» на проспекте Мира во Владикавказе. Возглавлял ОАО «Интурист-Осетия» в Северной Осетии». И заместителем был, пишут, у министра плодоовощного хозяйства Северной Осетии. Один раз из шести созывов ему удалось пройти в депутаты Парламента РСО.
Везде выступал и призывал в духе кота Леопольда в известном мультфильме «Ребята, давайте жить дружно!». Только однажды в 2001 г. так высказался в газете «Северная Осетия»: «Мы приветствуем возвращение в Пригородный район тех ингушей, кто хочет жить с другими народами Северной Осетии в мире и согласии».
На всех общественных «тусовках» в регионе бравировал тем, что в его объединение входит и ингушский культурный центр «Даймокх», состоящий в основном из ингушей, проживающих в п.Карца. В беседах с руководителями Ингушетии клялся в своем добром расположении к ингушскому народу и как брат по вере (числится мусульманином), и как общественный деятель.
Получал подарки и награды от Ингушетии. В 2017 году приезжал в Магас и получил медаль «25 лет Республики Ингушетия». Не отказался от награды, как теперь выяснилось, ненавистной ему Ингушетии, жители которой только тем и занимаются, что устраивают теракты в отношении поголовно миролюбивого осетинского народа. Радовался награде и благодарил. Но ведь с тех пор ничего не изменилось в Ингушетии, чтобы сегодня В. Лагкуев диаметрально поменял свое мнение.
И вдруг его «прорвало». Случайно ли? Думаю, что нет.
На наш взгляд, главная и основная причина в том, что настало время заменить его по возрасту на посту руководителя «Нашей Осетии». 78 лет человеку. 28 лет из них он имеет эту синекуру. Разумеется, дает о себе знать возраст. Так же по возрасту в свое время заменили многолетнего руководителя всеосетинского движения «Стыр ныхас», которого просто стало заносить в силу возраста. В случае с В. Лагкуевым, думается, то же самое.
Это заметно и в речи, о которой мы ведем разговор. И вряд ли эта бессвязная и обрывистая даже при наличии под рукой написанного текста речь была согласована в Доме Советов. Правда, это не означает, что ее тезисы расходятся с мнением политической элиты Северной Осетии. Тем не менее, вряд ли именно Лагкуев стал бы выразителем ее «дум и чаяний».
Основной мотив, побудивший Лагкуева так выступить, укладывается в призыве к власти Северной Осетии: «Я – ваш! Я патриот! Я еще могу работать!» Апелляция же к руководству России предполагает защиту из Центра в случае конкретной опасности быть отстраненным от руководства «Нашей Осетией». Удалось ли ему это, узнаем позже.
Поэтому я б не стал столь высоко оценивать речь Лагкуева.
Пустая и бесперспективная. Вряд ли ему зачтется этот выпад в Кремле или во Владикавказе.Напоминание о том, что Северная Осетия -исключительный и единственный на Юге России «христианский» субъект, было продиктовано стремлением доказать, что они – самые «верные друзья» христианской России. В противовес другим народам Северного Кавказа, конечно, исповедующим ислам.
Мало кто из слушающих его знает, что сам Лагкуев, хоть и формально, но биологически относится к мусульманской общине Северной Осетии. Он родился в мусульманском осетинском селе Чикола, которое в начале прошлого века официально именовалось не иначе как Магометановское. Да и отчество у нашего «патриота» исламское- Магометович.
Вместе с ним как мусульмане позиционируют себя более 20% осетин Северной Осетии. О них Лагкуев просто «забыл», представив Северную Осетию чисто христианской по титульной нации республикой. Куда-то подевал и других представителей республики, исповедующих ислам: ингушей, кумыков, азербайджанцев, турков – месхетинцев, татар и т.д. Со своими общинами, мечетями.
В начале своего выступления В. Лагкуев верещал, что Осетия многонациональная, а по следующим цитатам вышло, что здесь живут только христиане-осетины. Тот факт, что Лагкуев только чисто номинально относится к мусульманам, не смягчает уровень его предательства своих земляков из с. Чикола и десятки других населенных пунктов Осетии. По сути он отказался от родителей, предков. Ну что ж, это его выбор. Видно, чтобы сохраниться на посту, это позволяется. В том числе и прозелитизм.
Попутно он хотел еще и нивелировать нашумевший недавно в Северной Осетии скандал между местной церковью и обществом о том, что немалая часть осетинского населения исповедует свою народную религию, а не христианство. Как выразился один из осетинских политиков, осетины на половину зороастрийцы, на четверть христиане и на четверть мусульмане. Удалась ли «нивелировка» – покажет время.
Не вина, а беда Лагкуева, видно, и в том, что он ни слова не сказал по поводу разгорающейся нешуточной истории с его родным дигорским языком, использование которого запретили на телевидении Северной Осетии. А ведь возглавляет движение «Наша Осетия». Вот где угроза нашей Осетии, а не в том, что рядом живут мусульманские народы, и ингуши в первую очередь. «Планетарное мышление» Лагкуева так оторвало его от родного языка, родного села, религии отцов и дедов, что он их вовсе не упоминает и не видит здесь ничего проблемного.
Видно, страдая по времени, когда доносительство было востребовано, как в 30-50-е годы ХХ века, Лагкуев выдает другой перл: Северную Осетию окружает запрещенная в России организация ИГИЛ в лице ее неназванных субъектов -соседей. Раз не назвал ни одну республику, выходит, помимо главного врага Лагкуева – Ингушетии, это и Кабардино-Балкария, и Дагестан, и Карачаево-Черкесия, и Чечня. Он же говорит, что Осетия- единственная «христианская» республика на Юге России! А все остальные – мусульманские, то есть экстремистские. И подспудно предлагает наказать их за предательство интересов России. Может, надеется на депортации народов, как в 40-х годах. Остается полагать, что Лагкуев поверил измышлениям либералов о том, что в России грядет диктатура!
За такие вещи, как в подспудно воспеваемые Лагкуевым годы репрессий, полагается призвать к ответу. Но учитывая уровень и самого вещателя, и форума, где Лагкуев выступал, его просто не заметят. А ведь так старался, так хотелось «сигнализировать».
К разряду доносительства (читай: клеветы!) можно отнести и его тезис о том, что два предыдущих руководителя Ингушетии вынуждены были уйти со своих постов из-за того, что они отказались исполнять ст.11 Конституции Ингушетии! Здесь поистине: где Кура, где мой дом?
Ни первый, ни второй ни разу не заикались о том, чтобы или отменить эту статью, или исполнить ее. Они прекрасно знают, что в ней речь идет о политических методах решения проблемы, а не любимых Лагкуевым сотоварищи насильственных формах.
Тут явно видно стремление нашего оратора спровоцировать население соседней республики на критику своих бывших лидеров. Зря! Оба с избытком испытали критику и ушли. Но не по заявленной им проблеме.
Говоря, что «Президент России дал им места», Лагкуев намекает и на себя- мне тоже дайте место, если отсюда меня изгонят! Ну и «настучал» попутно – «мы были с ними в больших дружеских отношениях». Зря старается – быть с ним «в дружеских отношениях» не означает криминал. Ненависть ко всем по национальному признаку – удел людей типа Лагкуева. По его же логике, надо обвинить самого Лагкуева в предательстве- он посмел «дружить» с руководителями субъекта, «кишащего» ИГИЛовцами, запрещенными в России. Именно от граждан возглавляемой ими республики Северная Осетия, по мнению Лагкуева, опасается нападения, терактов. И награды получал от них.
Подчеркивая исключительную изначальную «преданность» его республики и его народа России, Лагкуев повторяет избитый тезис о том, что «Осетия никогда не воевала с Россией, никогда не была против нее». Тут уж Лагкуев маху дал. Хотя ему это и простительно как торговому работнику. Ведь не историк. Но куда же подевались походы Цицианова, Тормасова, Кнорринга, Симоновича, Талызина, Ермолова, Паскевича, Абхазова и других, предпринятые с целью усмирить восставшее против России осетинское население начиная с начала ХVIII века? И все это после «добровольного вхождения Осетии в состав России». Неужели врут все осетинские ученые, излагая эти факты в своих академических изданиях и монографиях?
Уже по другой причине, наверно, не помнит наш оратор, как в начале 90-х годов ХХ века вводивший его в политику А. Галазов угрожал федеральном центру, что если Москва вздумает нажимать на Осетию, то он лично возьмет в руки оружие и «возглавит национально-освободительное движение против России».
Сконфузился Лагкуев и в стремлении количеством Героев Советского Союза- уроженцев Северной Осетии убедить Россию в своей преданности. Видно, не слышал, как глава республики В. Битаров недавно в Махачкале сказал, что Осетия дала стране 81 Героя СССР. Это же число назвал и один из его предшественников Т. Мамсуров в 2010 году. Правда, число героев из Северной Осетии за последние двадцать лет колебалось от 33 до 81! Но это уже другая тема. Так что даже умеющий считать Лагкуев запутался и снизил количество Героев.
И в том, что русские покидают Северную Осетию, оказывается, тоже виноваты ингуши: они боятся жить в соседстве с ингушами!
Что ж тут скажешь?
Многие представители русского или русскоязычного населения Северной Осетии неоднократно высказывались о причинах оттока русского населения из республики. Но никто из них ни разу не сказал, что виной их бегства из Северной Осетии были «соседи- ингуши». Даже председатель союза объединения славян Юрий Бессонов, часто выступавший под диктовку Владикавказа с осуждением ингушей за события 1992 года, подчеркивает, что из Осетии уезжают русские, работавшие «управленцами, инженерами, конструкторами, проектировщиками, рабочими высоких квалификаций», так как многие промышленные предприятия перестали работать с начала 90-х годов.
Конечно, лукавит: не эта причина была главной в оттоке славян. Уж кому-кому, а Бессонову это известно больше всех. Даже будучи руководителем союза славян в составе той же возглавляемой Лагкуевым «Нашей Осетии», он не смог воспрепятствовать тому, чтобы его сына Андрея Бессонова не сняли с предвыборной гонки в депутаты парламента РСО-А.
В брошюре СОИГСИ «Социальные процессы и межнациональные отношения в РСО-А» изданной во Владикавказе в 2002 году, прямо говорится, что «главным фактором оттока русских из РСО-А является национальная политика руководства РСО-А». В других осетинских публикациях причинами оттока русского населения из республики называют «рост «национального сознания» осетинского этноса, который вызвал ослабление правового пространства, ведущее к латентной дискриминации населения республики». Это говорил известный осетинский ученый Алан Плиев.
Отток русскоязычного населения наблюдается во всех субъектах Северного Кавказа, но только в Северной Осетии додумались обвинить в этом соседей. Если это на самом деле так, то руководству «многонациональной и самой интернациональной» республики надо признаться, что оно не способно защитить своих граждан. Доля же осетин в Северной Осетии при наличии той же угрозы со стороны ингушей что-то не уменьшается, а скорее растет. Наверно, очень они мужественные и не боятся ничего, в отличие от русских.
Наверно, испугавшись соседей-ингушей не смогли пройти в депутаты Парламента РСО-А многие русскоязычные кандидаты. При 42% неосетинского населения Северной Осетии в парламент избирается 5-10 процентов. «Ты –русский, куда ты баллотируешься? Это наш осетинский парламент, русским в нем делать нечего!», -передал в картинках ситуацию в этом направлении корреспондент Казбек Таутиев в 2008 г. Наверно, испугавшись «соседей –ингушей» уехали из Северной Осетии будучи депутатом ВС РФ историк проф. В. Кузнецов и взлелеянный во Владикавказе на антиингушской политике атаман Герой Советского Союза В.Коняхин. Таким примерам несть числа.
Не будем раскладывать ситуацию с критикой В. Лагкуевым 11-й статьи Конституции Ингушетии и Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов». Об этом довольно точно и аргументированно сказал доцент ИнгГУ Мовлад-Гирей Дзагиев.
По сути все тезисы В. Лагкуева не поддаются логическому объяснению в силу их абсурдности. Потуги лидера общественного движения быть замеченным и заслужить славу героя-патриота пока не увенчались успехом. В самой Осетии эта речь осталась незамеченной.
Может, отсутствие логики и базирование тезисов на лжи и не позволило ему четко сформулировать свои мысли и донести до слушателей. Может. Но от этого нашим гражданам не легче.
«Сердало»