Первая светская школа на территории Ингушетии была открыта 14 февраля 1868 года в крепости Назрань с разрешения Его Императорского Величества Александра II. Школа была двухклассной – подготовительный и первый классы. При школе имелся пансион.
Здание школы, помещение для одного учителя и смотрителей были построены на средства местных жителей при небольшой материальной поддержке казны. В школе преподавали и учителя-ингуши: мулла Минга Альтемиров (преподавал закон Божий), Адиль-Гирей Долгиев, Бейсултан Зязиков (отец будущего руководителя Ингушской автономной области Идриса Зязикова), Эльджи Саутиев, Бийберд Картоев. Школу посещали ингушские дети из 22 сел, но она преимущественно обслуживала ближайшие от крепости села.
«Школа буквально набита детьми,- писал в 1876 году историк Н.Грабовский,- и претендентов на обучение в ней большее, нежели может вместить в себя здание школы. Большинству посещающих школу детей необходимо ежедневно приходить в Назрань из селений, отстоящих от этого места на 2-4 версты, и мальчуганы, насколько можно заметить, преодолевают это затруднение».
По составу учебных предметов и курсу преподавания эта школа приближалась к начальным народным училищам: закон божий, мусульманский закон, русский язык, церковно-славянский язык, чистописание, краткие сведения по арифметике, географии, истории.
Воспитанники школы занимались и необязательными предметами: арабский язык, гимнастика, ремесло, садоводство, пчеловодство, огородничество. Ученики в школе должны были говорить только по-русски. Количество учащихся в школе в течение целого ряда лет оставалось на одном уровне, по временам даже снижалось, а затем стало медленно расти: в 1868 году обучалось 73 мальчика, к 1905 г. число учащихся Назрановской школы достигло 150.
Таким образом, за 37 лет оно увеличилось вдвое. По просьбе учителя Б.Зязикова в школу были приняты две девочки-ингушки, обучение которых проводилось по просьбе родителей в соответствии с национальными обычаями (в частности девочки сидели вдвоем за отдельной партой). Назрановская школа явилась в то время очагом распространения просвещения и формирования национальных кадров среди ингушей.
Лучшие ученики Назрановской школы поступали во Владикавказское реальное училище, Ставропольскую гимназию. Но таких были единицы. В то же время, по словам Н.Грабовского, дети «наиболее почетных фамилий» посылались в кадетские корпуса, где «давалось им образование лишь для виду, с выпуском их в офицеры нередко из 3-го и даже 2-го класса. Ингуши тогда мечтали о хороших школах, собирали на них средства, возбуждали ходатайства.
Многочисленные обращения аульных обществ об открытии школ убедительно свидетельствовали об этом. Но администрация на Кавказе не была заинтересована в просвещении горцев. Им нужна была лишь небольшая грамотная прослойка, которая обслуживала бы их интересы на местах. Несмотря на все обращения ингушей, в течение всего 19-го века Назрановская школа оставалась единственным светским учебным заведением на территории Ингушетии. В 1910 году начала функционировать еще одна начальная школа.
С 1912 по 1917 годы на территории Ингушетии появились еще 4 школы. В основном это также были начальные школы, наполняемость в классах была очень маленькая: от 1 до 4 учеников.
С. Султанов… «Сердало»