В Керчи ФСБ России 18 февраля задержала двух подростков, которых, как утверждают российские силовики, подозревают в подготовке террористических актов в местных образовательных учреждениях. После того как информация об этом попала в прессу, в школах города начались проверки, многие родители отказывались отпускать детей на занятия. Что говорят эксперты о якобы найденных у подростков элементах взрывных устройств, чем опасна массовая тревожность и как с ней справиться? Об этом — в материале «Крым.Реалии».
В ФСБ России утверждают, что керченские подростки купили элементы взрывных устройств через интернет. По их версии, подростки «были сторонниками экстремистской идеологии, последователями 18-летнего Владислава Рослякова«, которого ранее Следком России объявил ответственным за теракт в Керченском политехническом колледже.
Также утверждается, что подозреваемые «разработали планы вооруженных нападений, для чего раздобыли интернет-инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройства, а также схемы зданий» и после этого «проводили испытания пробных взрывных устройств на домашних животных».
Сотрудники ФСБ России обнародовали видео, на котором показывают, как проводят обыски в домах, где живут подростки, а также демонстрируют якобы найденные самодельные взрывные устройства. Видео продолжительностью более четырех минут содержит кадры, сделанные с помощью дрона, которые дают некоторое представление о том, где проходили съемки. Это район «Старый стеклотарный», в котором расположена школа №15 имени героя СССР Жени Дудник, в которой, по версии ФСБ, якобы хотели устроить теракт подростки.
Эта небольшая школа, расположенная в здании старой постройки, находится на окраине Керчи. Район «Старый стеклотарный» не отличается развитой инфраструктурой. Работавший здесь ранее одноименный завод пришел в упадок, это отразилось на состоянии района.
«Терроризм – часть нашей сегодняшней жизни»
На сайте школы №15 пока нет сообщения о произошедшем. В архиве сайта много публикаций о мероприятиях, которые проводили с учениками. Помимо творческих конкурсов и культурных мероприятий, в школе проводили встречи с представителями российской полиции и крымской «самообороны». В начале ноября 2019 года в школе прошла лекция «в целях предупреждения и пресечения экстремистской деятельности».
«К сожалению, терроризм – это часть нашей сегодняшней жизни. Мы не в силах скрыть от своих детей то, что происходит в мире. Нам приходится задумываться – как наши дети реагируют на происходящее? Конечно, реакции разных детей различаются по своей остроте. И все же есть общие моменты в том, что дети чувствуют, когда в нашу жизнь врываются акты терроризма, они должны быть готовы мужественно встретить опасность и уметь защитить себя», – сообщается на сайте школы.
Как сообщают СМИ, младший из задержанных подростков учится в 9 классе школы №15, а старший – в Керченском морском колледже.
Подконтрольный России уполномоченный по правам ребенка в Крыму Ирина Клюева заявила, что о задержанных ФСБ подростках хорошо отзываются, они «не попадали в поле зрения правоохранителей и ни в чем таком замечены не были». Она добавила, что у младшего из подростков были «неблагополучные моменты в жизни», а студент колледжа «характеризуется положительно, и ситуация, в которую он попал, вызывает недоумение у педагогов и однокурсников».
Управление российского Следкома по Крыму и Севастополю приняло к производству уголовное дело, возбужденное ФСБ в отношении керченских подростков. Уполномоченная Верховной Рады Украины Людмила Денисова потребовала от российской коллеги Татьяны Москальковой предоставления информации о задержании двух несовершеннолетних жителей Керчи.
«Крым.Реалии» пытались уточнить у украинского омбудсмена, удалось ли получить от Москальковой сведения о керченских подростках, но на звонки Денисова не ответила.
«Похоже на непонятный микс»
«Крым.Реалии» попросили экспертов прокомментировать видео, обнародованное ФСБ России, в части якобы обнаруженных у керченских подростков предметов. Один из украинских военнослужащих, который просил не называть его имени, поскольку в настоящее время находится в зоне проведения Операции объединенных сил, высказал мнение, что в некоторых предметах, представленных на видео, «нет ничего военного».
«В первой части видео: трубки – это обычные элементы от фейерверков. Осколочная масса из обычных гвоздей, но их, по моему мнению, очень мало на самодельном устройстве. Нецелесообразно подрывать с таким количеством обломков. Содержимое банки не похоже на пластид, есть сходство с тротилом, который используют в осколочных боеприпасах. Вторая часть видео: серебрянка, порох – похоже, из патронов для охоты, трубки из разобранного фейерверка, огнепроводные шнуры тоже из фейерверков», – сказал военный эксперт.
Один из представителей «Ассоциации саперов Украины», просивший не называть его имени, сообщил «Крым.Реалии», что на видео среди якобы изъятых предметов «отсутствуют средства взрывания – детонаторы, без которых взрыв невозможен».
«На видео – шашки непонятного типа (страйкбол, пиротехнические изделия), бессмысленно малое количество «поражающих элементов» на шашках, то есть поражающий эффект будет отсутствовать. Куски литого взрывчатого вещества, выплавленное или выковырянное, в этом состоянии оно не сработает. Возможно, его добыли из снарядов времен Второй мировой войны, но должны были остаться болванки», – отметил он.
Эксперт высказал сомнение в том, что некоторые предметы можно приобрести через интернет. Он добавил, что в целом якобы изъятое «похоже на непонятный микс, который слепили из того, что было, и предоставили как теракт, но так, чтобы при обнаружении никто не пострадал».
«Крым.Реалии» также обратились за комментарием в Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз. На момент подготовки материала к публикации редакция не получила ответ от учреждения.
«Так работает террор»
В Керчи после произошедшего усилили посты охраны в учебных учреждениях. По сообщениям местных СМИ, многие родители учеников школы №15 отказались отпускать в школу детей. В среду, 19 февраля, из школы №2 эвакуировали учеников и сотрудников из-за анонимного звонка о минировании здания.
Психоаналитик, руководитель Центра психологической поддержки и психоанализа Наталья Улько обращает внимание на то, что тревожность общества, вызванная сообщениями о возможных терактах, влияет на способность людей мыслить рационально.
«Это и есть результат гибридной войны: включение людей в тревогу. Так работает пропаганда – на эмоциональном фоне вносит нужные заказчику объяснения, которые вызывают тревогу. В остатке останутся объяснения, смыслы, конструкты, которые навяжет пропаганда. Ведь что такое тревога? Это незнание того, что будет. Это очень мощное включение воображаемого. Цель такого включения – раскачать человека эмоционально, а потом вложить в него некий постулат: «Мы вас защитим», «Есть плохие, которые вам угрожают, а мы – хорошие, мы побеспокоимся о вашей безопасности». Эти конструкции – нейролингвистическое программирование на высшем уровне, которое можно использовать, только когда человек прибывает в эмоциональной встряске. Чтобы справиться со своей тревогой, человек как раз и воспользуется им, дабы психически себя обезопасить. Страх – очень хороший способ ввести население в состояние беспокойства», – говорит она.
Психолог советует в подобных случаях обсуждать с близкими вопросы безопасности, поскольку это поможет справиться с тревожностью.
«Понятно, что родители беспокоятся, потому что был факт расстрела в колледже. Теперь на этот факт можно еще что-то наложить. Конечно, родители могут волноваться. Что можно сделать в этой ситуации? Мы подключаем наше рацио, наш разум. И начинаем задавать вопросы – например, пусть родители говорят с руководством школы о безопасности. Нужно самим делать какие-то очень реальные шаги, а не ждать, пока кто-то будет что-то делать, что «придет какой-то глава государства или ФСБ и будет защищать меня или мою семью». Кстати, так работает террор. Террор нужен, чтобы держать человека в ужасе. Такими людьми легче управлять. Мы можем бояться и не жить. Бояться в своих фантазиях, но в реальности все происходит по-другому. Поэтому надо осмотреться и подумать: что я могу сделать для своей безопасности? Можно разговаривать с детьми, продумать конкретные правила, как себя вести в случае опасности», – поясняет Наталья Улько.
Справка: 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже произошли взрыв и стрельба. По версии Следкома России, взрыв в колледже устроил студент 4-го курса, 18-летний Владислав Росляков, который якобы покончил с собой. Российские власти города сообщили, что в результате трагедии погиб 21 человек.
«Крым.Реалии»