Вопрос земель — один из самых сложных и остро стоящих не только на Северном Кавказе (учитывая предыдущие конфликты), но и по всей России, благодаря недальновидной политике предыдущих руководителей. Сегодня этот ящик Пандоры открыт и сделано это наихудшим образом.
Втайне от ингушского народа начались работы на территории Ингушетии, возле реки Фортанга. Большое количество силовиков с соседней республики расхаживали по территориям заповедника, тогда как строительные работы шли полным ходом. При этом, не были соблюдены ни светские законы, ни нормы шариата, ни адаты. Все это не могло пройти бесследно, поэтому до сих пор мы продолжаем наблюдать то, что происходит в нашем обществе. Но как говорится, нет худа без добра. Худо, что по отношению к народу была проявлена несправедливость; добро, что общество в своем большинстве проснулось и объединилось, позабыв все предыдущие обиды и личную неприязнь.
Данный случай не должен отражаться на отношении между ингушским и чеченским народами, т.к. эта проблема создана властями и все претензии именно к ним.
Вопрос с границами до сих пор остается открытым и точку в нем поставит лишь объективная работа независимой комиссии, как со стороны ингушского народа, так и со стороны чеченского, и не важно сколько на это уйдет времени. Уверен, что в нее должны входить историки, картографы, алимы, юристы, выходцы из этих земель, общественные деятели, уважаемые старейшины и другие компетентные лица.
Обращаясь к братьям чеченцам и ингушам, скажу, что оскорблять друг друга не стоит, я понимаю, что есть люди, которые только этого и ждут, но таких людей нужно усмирять по возможности или просто оставлять без внимания. Плохие люди были всегда, наше время не исключение, но нельзя из-за них разжигать тему межнациональной вражды.
Для меня чеченцы — братья и это не просто слова: в течение всего этого времени, я, как и прежде, продолжал тесно общаться и иметь с ними дела. В свою очередь они признают, что большинство простых жителей Чечни не знают о чем идет речь и им не нужна эта земля, в отличие от заключивших это соглашение заинтересованных лиц.
Я искренне считаю, что для любого уважающего себя чеченца и ингуша, будет неприемлемо не то, чтобы говорить или писать плохо друг о друге, а и вообще иметь такие мысли в голове.
Я искренне надеюсь, более того я даже уверен, что не сегодня, так завтра земельный вопрос будет решен в соответствии с нормами шариата и адатов, в рамках правового поля. Такого мнения я придерживаюсь в данном вопросе.
Вся сегодняшняя борьба народа Ингушетии связана с неприемлемыми и незаконными действиями власти, проявлением ими неуважения к собственному народу. Соответственно протест ингушей — это внутренний вопрос общественно-политической ситуации, созданной властями республики без учета мнения народа.
Существует много вопросов, ответы на которые можно найти, но для этого необходимо проявить усердие. Одна из сфер, где необходимо применять физические и умственные усилия, это изучение истории. Склепы, башни, рассказы из уст старейшин, исторические документы и многое другое — все это наследство, оставленное нам предками. Наша задача не забывать кто мы и откуда родом, стараться перенять все самое лучшее и полезное, что было у наших предков, сохранить и передать все эти знания будущим поколениям.
Систематизировано и целенаправленно поиском ответов на эти вопросы, занимается не так давно созданное историко-географическое общество «Дзурдзуки», которое проводит экспедиции в горные районы Ингушетии, исследуя местности заброшенных башен и склепов, а также собирая информацию у старшего поколения.
Ингушское историко-географическое общество «Дзурдзуки» официально было зарегистрировано в 2015 году, однако оно существовало задолго до этого. По мнению большинства историков, этноним «дзурдзук» следует отождествлять с предками нынешних чеченцев, ингушей и бацбийцев. Отсюда становится ясно, что общество создано руководствуясь патриотическими соображениями. В своей работе «дзурдзуками» выбрано три основных направления: научное, общественно-просветительское и экологическое.
Научное направление включает в себя экспедиции, проводимые командой «дзурдзуков» в горных местностях Ингушетии. Благодаря им исследуются петроглифы, склепы и другие важные объекты культурно-исторического наследия, доставшиеся нам от наших предков.
Помимо этого, сюда входит работа со старшим поколением. В рамках проекта «Мудрость прошлого», старейшинам задают вопросы по быту, адатам, традициям, трагическим датам и так далее. Позже из полученных материалов формируется видеоархив, который, как уверены сами представители общества, впоследствии станет хорошим источником для последующих поколений историков. Информацию, получаемую из уст старейшин, записывают на аудио и видео носители и бережно хранят, используя полезный клад в дальнейшем изучении истории ингушей.
Общественно-просветительское направление включает в себя работу в школах, со студентами, аспирантами. Одним из примеров такой работы является школа адатов, в которой молодому поколению объясняют правила поведения и тонкости тех или иных обычаев ингушей. Эхь — Эздел — неписанный кодекс чести ингушей, который во все времена соблюдали благонравные люди, независимо от своего статуса. О нем писали все поэты и писатели, знакомые с ингушской культурой. Поэтому, просвещение и работа с молодежью, по мне является самым правильным и приоритетным направлением.
С экологическим направлением все предельно ясно. Главной целью является сохранение и приумножение красот и прививание любви к нашей природе, которой Всевышний не обделил народы Кавказа, в том числе и Ингушетию (источники, горы, лесные массивы и т.д.). Данное направление включает в себя много долгосрочных проектов, одним из которых является проект «Сады поколений». В рамках данного проекта планируется высадка 30 тысяч плодовых деревьев. Стоит отметить, что проект уже запущен и на этом пути сделано многое.
Основной костяк команды неправительственной организации состоит из десяти человек. Анзор Дударов, Якуб Гогиев, Танзила Дзаурова-Гогиева, Магомед Дзауров – это люди, которые ассоциируются с обществом «Дзурдзуки». Сами же они говорят, что тех, кто помогает по мере возможностей и поддерживает их проекты — гораздо больше. Это подтверждают реакции населения на публикации общества в соцсетях, и количество людей, принимающих участие в организуемых ими мероприятиях.
Помимо вышеперечисленного, «Дзурдзуки» стараются не обделять вниманием архитектурные памятники в горной Ингушетии, которые не учтены в науке. Цель: зафиксировать и ввести их в научный оборот. Если памятник или комплекс известен, то его исследуют с целью найти петроглифы, рисунки на стенах или интересные архитектурные детали и инженерные решения.
Борис Бердов