Знаете ли вы, что партнёрство с честным и порядочным компаньоном обеспечивает вашему бизнесу поддержку от Аллаха? Только таких компаньонов очень мало.
Абу Давуд (3383) передал рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передал нам слова Всевышнего Аллаха: «Если двое становятся компаньонами, то Я — третий, пока один из них не обманет другого. Если же кто-либо из них поступит так, то Я покидаю их».
Это значит, что если два предпринимателя развивают совместный бизнес и не обманывают друг друга, то Аллах оберегает их дело и увеличивает его благодать. Но если один из них или оба предают доверие и начинают обманывать друг друга, то Аллах предоставляет их обоих самим себе. А ведь мы так часто просим Его:
ولا تكلنا إلى أنفسنا طرفة عين
«Не предоставляй нас самим себе даже на мгновение ока».
К сожалению, даже в среде мусульман примеров честного партнёрства мало. Всевышний предупреждает нас об этом: «Поистине, многие сотоварищи [партнёры, совладельцы] поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало» (сура 38 «Сад», аят 24).
Эта малость — это те, кого Аллах наградил широтой души, благородством и мужеством. Их мало вообще, их мало и среди верующих. Так что не обольщайтесь чьими-то долгими молитвами, красивыми речами и длинными бородами. Вера — она в груди. Помните, как сказал об этом наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха? «Таква (богобоязненность) — она здесь». Он трижды ударил себя по груди.
И ещё один аят про партнёрство: «Он привёл вам в пример вас самих. Разве [рабы], которые принадлежат вам, владеют вместе с вами тем, чем Мы наделили вас? Разве они с вами имеют одинаковые права на это и вы опасаетесь их так, как опасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих» (сура 30 «Ромеи», аят 28).
Таковы люди. Они не хотят, чтобы те, которые беднее их, стали ровней им в богатстве. Они не боятся тех, кто слабее их, но опасаются тех, кто ровня им, особенно когда они вместе владеют каким-либо бизнесом или имуществом. Аль-Куртуби в своём тафсире пишет, что этот аят раскрывает суть партнёрских отношений между людьми.
Аллах показал нам суть нас самих, чтобы никто, выстраивая деловые отношения с другими, не строил иллюзий и не обольщался. От нас требуется, заключая договоры, записывать их и привлекать свидетелей, и принимать все меры предосторожности для того, чтобы исключить обман и мошенничество. И особенно внимательными и осторожными нужно быть при выборе компаньонов. С честным и добропорядочным человеком можно получить в компаньоны Самого Аллаха, а с подлецом можно лишиться баракята и вообще всего имущества.
P. S. Есть мнение, что приведенный выше хадис кудси слабый. Только не торопитесь критиковать меня. Во-первых, этот хадис приводится во многих серьезнейших источниках, и на него ссылаются, когда говорят о деловом партнерстве, десятки имамов.
Во-вторых, хотя многие назвали хадис слабым, повторяя аргументацию Ибн аль-Каттана, не следует забывать, что Ибн аль-Муляккин (шафиитский имам, один из самых авторитетных богословов XIV века, родился в Аль-Андалусе и умер в Египте), Ибн Джабир аль-Вадияши (маликитский имам, выдающийся знаток хадисов и Корана в Ифрикии, XIV век) доказывали, что мнение Ибн аль-Каттана об этом хадисе неправильное. Имам аль-Хаким тоже назвал этот хадис достоверным. Здесь не место раскрывать дальнейшие подробности, но нужно понимать, что в данном вопросе всё по меньшей мере не так однозначно, как думают некоторые.
И да наставит всех нас Аллах на истину! Аминь!
За Ислам