Кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела Кавказа ИЭА РАН, старший преподаватель СИРК РГУ им.А.Н.Косыгина Танзила Чабиева в интервью «Caucasus Times» о том, какой будет Ингушетия после репрессий.
Caucasus Times: Какой будет Ингушетия после таких жестких арестов оппозиции? Будет ли она прежней?
Танзила Чабиева: Ингушетия сейчас вступила на такой путь, когда всенародное сознание и ответственность за судьбу республики стали превалирующими. Какую бы статистику своих сторонников и противников в соотношении не озвучивали власти, очевидно, что доминирующая часть населения выступает категорически против его методов управления республикой. То есть политика, проводимая сейчас Евкуровым в отношении оппозиции уже далеко не столь предметна. Перспективы таких репрессий чреваты обострением. И если сейчас Евкуров сосредоточен на нескольких оппозиционерах, порядка 5-6 человек, признанных в качестве лидеров оппозиционного движения, то в ближайшее время к ним присоединятся все 499 тысяч – то есть фактически все население республики. Безусловно, республика больше не будет такой, какой она была раньше. События прошлого года это подтверждают, поскольку несмотря на соглашения и решения российского Конституционного суда, народ не успокоился, не принял это как должное. Наоборот, продолжает вести борьбу за свои права. Очевидно, что эта борьба будет достаточно продолжительной. И нынешняя тенденция, которую мы наблюдаем в республике, свидетельствует о том, что действия республиканских властей не результативны. Они приводят только к обострению конфликта. Власть и гражданское общество отдалились друг от друга на опасное расстояние. Это очевидно. Рейтинг республиканской власти настолько низок, авторитет руководства настолько упал, что мы сегодня уже наблюдаем раскол в ближайшем окружении Евкурова. Его покидают близкие люди. Это говорит о том, что вся эта ситуация в ближайшее время будет решена, но будет решена весьма радикальным образом.
Caucasus Times: Можем ли мы говорить о том, что Евкурова фактически отстранили от процесса урегулирования нынешней ситуации, а репрессии осуществляйся напрямую из Москвы?
Танзила Чабиева: Это мнение достаточно широко распространенное. Но оно несколько отрывочно. Поскольку Евкуров личность достаточно противоречивая, я думаю, что он в настоящий момент демонстрирует свою максимальную эффективность, потому что, исходя из своей солдатской практики, он более чем уверен, что массовое неповиновение ингушей должно быть сурово подавлено. Именно поэтому в отношении своего народа он ведет именно такую политику действий. Но есть еще такой момент. Еще в начале митингов, Евкуров предупредил протестующих, что каждый, кто был участником или соучастником этих действий, будет ответственен за свои поступки, слова. Абсолютно мирный митинг, который не противоречил ни конституции, ни законам Российской Федерации, ни региональному закону, сегодня преподносится как антигосударственный акт. Все это, конечно, безосновательно. Люди лишь пытаются отстоять свои права, которые попираются властью. Политика и действия Евкурова направлены не на разрешение конфликта, а на наказание, пресечение в отношении собственного народа. Это некая форма личной мести, если так можно выразиться. Его обращение к федеральному центру с просьбой вмешаться в ситуацию свидетельствует о том, что он потерял контроль, что возмущение в его адрес достаточно широко распространённое и не только среди обыденного населения, но и одновременно среди военнослужащих, силовиков, представителей различных структур, госструктур. Евкуров своими действиями объединил все категории ингушского общества против себя. Именно поэтому он принял обращение к представителям других национальностей, расположенных по соседству.
Caucasus Times: Почему в таком случае Москва оказывает поддержку Евкурову, если очевидно, что это лишь усугубляет ситуацию?
Танзила Чабиева: В данном случае, федеральный центр идет на уступки самому Евкурову, оказывает поддержку, потому что для Москвы важно стабилизировать регион таким образом, чтобы не последовала цепная реакция и ингушский пример не стал заразительным для соседней. В Чеченской республике не все так спокойно, хотя все находится под тенью полного кадыровского контроля. Поэтому здесь весьма сложная ситуация и привести к стабильности регион — это первоначальная цель как федерального центра, так и Евкурова. Но Евкуров в свою очередь жаждет возмездия, потому что для него основополагающее то, чтобы впредь такие вещи не имели место быть. Для человека честолюбивого, тем более ингушской национальности, восприятие того, что широкие слои населения весьма категоричны и не выбирают слова, конечно воспринимаются, в основном, болезненно. Это попытка приподнять свой авторитет на уровне страха и таких вот гонений и репрессий. Но здесь это попринимается как проявление слабости.
Caucasus Times: т.е после того, как стабилизируется ситуация, Евкурова ожидает отставка?
Танзила Чабиева: Вопрос отставки Евкурова, наверное, будет рассматриваться в ближайшее время, потому что центр, я думаю, прекрасно понимает, что отсутствие авторитета власти весьма чревато дальнейшими событиями. Сейчас вопрос не столько тянется, а сколько дается возможность Евкурову реабилитироваться как региональному управленцу, поскольку Евкуров всегда центром рассматривался, как человек ответственный и эффективный. Этот человек все-таки солдатской закалки, генерал, который не раз доказывал свое геройское звание, за исключением своего собственного региона, представителем которого он является. Этот человек военный, который в своем военном деле достиг высоких результатов. Федеральный центр — это не оценить не мог. Поэтому дается отсрочка лично Евкурову для реабилитации, возобновления стабильности, спокойствия. Но судя по настроению в народных массах, наверное, центр будет принимать меры по назначению нового лица, которое также будет носить воинский титул, и который будет продолжать дело Евкурова, но это будет новое лицо. Это вопрос времени.
Caucasus Times: А есть уверенность в том, что замена главы Ингушетии успокоит бурлящую республику?
Танзила Чабиева: По поводу того, снимет ли напряженность замена Евкурова? Я в этом не уверена. Отставка Евкурова будет сопровождаться другими событиями, потому что от нового лица, нового лидера, будут ожидать решения тех же базовых вопросов. Это борьба с коррупцией, вопросы, связанные с размежеванием границ, вопросы с соседними регионами. Вопрос с Чечней обострил вопрос с Северной Осетией. Эти моменты будут стоять перед новым руководителем и скорее всего, это будет сохранять напряженность энное количество времени.
Caucasus Times: И это будет очередной генерал?
Танзила Чабиева: Практика показывает, что на такие места часто назначаются не известные широким массам люди, которые созревали в качестве лидеров за пределами республики и региона в целом. О самом Евкурове мы тоже особо не знали, также, как и о Зязикове, поэтому скорее всего это будет некий человек, долго служивший где-то в администрации президента.
Caucasus Times: А каковы шансы того что Москва сделает ставку на таких лидерах, как тот же Руслан Аушев, который пользуется авторитетом в самой республике и имеет в Москве не запятнанную репутацию?
Танзила Чабиева: Я могу предположить, что Аушев сам не пожелает вернуться в республику в статусе главы Ингушетии, потому что этот человек уже состоялся как народный герой и реализовал себя в те годы, когда это было возможно. Я не думаю, что его устроили бы нынешние отношения между центром и регионами, я имею ввиду вертикаль власти. Если же говорить о том, кого бы хотели видеть сегодня жители Ингушетии, то значительная часть не хотела бы видеть главой Ингушетии очередного военного. Скорее экономиста, бизнесмена.
Источник: caucasustimes.com
ингуши обмельчали, не те, падкие на деньги, живут по закону моя хата с краю, ничего знать не желаю знать. пускай за меня свергнут, а я у них должность куплю.