От Сунжи до Нила: Евкуров не может посчитать экстремистов

Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил: задержанные в Египте ингушские студенты уехали из страны без ведома родителей, а внимание полиции привлекли тем, что учились в экстремистских мечетях. Пропавшего без вести Хизира Дугиева он назвал возможным вербовщиком боевиков. Это высказывание политика возмутило родных четверых арестованных и одного пропавшего студента.

Напомним, в августе 2018 года в Каире задержали граждан России, которые приехали в Египет учиться. Некоторых из них отпустили, однако судьба пятерых уроженцев Ингушетии долгое время оставалась неизвестной. Позднее удалось выяснить, что четверо из пяти задержанных — Исмаил Чемурзиев, Илез Аушев, Али Дзейтов, Рамазан Плиев — были переведены в тюрьму Каира. 9 апреля им предъявили обвинение в экстремизме и продлили арест на 45 суток.

«Нас об этом и не спросили…»

Родственники арестованных студентов недоумевают по поводу заявления Евкурова.

«Мы встречались и с ним [Евкуровым – прим.ред.], и с представителями Совета безопасности в декабре прошлого года. Когда мы сказали, что у нас есть доказательства того, что наши дети там учились, он сложил руки на груди и сказал, что ему так сообщили, и извинился. Но от этого нам не легче. В каждой новой публикации эти заявления Евкурова дублируются«, — рассказала в комментарии «Кавказ.Реалии» мать Али Дзейтова Малика.

По словам женщины, у родителей никто не спрашивал обстоятельства отъезда детей. «Мы сами их провожали в Египет, ездили к ним на побывку, следили за ходом их обучения, отправляли им деньги. И мы удивлены заявлениями о том, что дети уехали без нашего ведома», — говорит Дзейтова.

Женщина рассказала, что ее сын готовил документы для поступления в международный исламский университет аль-Азхар вместе с отцом.

Студенческий билет Али Дзейтова в аль-Азхаре

«Об этом мы рассказывали на встрече с представителями Совбеза республики. Муж с сыном полетели в Александрию, тогда подготовительное отделение находилось в этом городе», — рассказала женщина. Отец сам отвез сына и два месяца с ним пожил, говорит она.

В момент задержания в Египте Али Дзейтов находился в Египте нелегально, отметила его мать.

«В очередной раз Али приехал на каникулы и обратно не уехал, у нас девочке было плохо, и из-за финансового положения мы его не отправили [обратно в Египет – прим.ред]. А осенью не было смысла отправлять, потому что ему нужно было менять паспорт по достижении 20 лет. Он говорил, если пропуск по уважительной причине, то на учебе восстановят. В 2017 году он уехал, но правила изменились и восстановиться было нельзя», — заключила мать.

Отец Али Дзейтова Иса вернулся из Египта два дня назад. К сыну в тюрьму попасть он не смог, как и на судебный процесс, который прошел 9 апреля. Его и еще трех российских дипломатов увидеться с арестованными не пустили.

«Я приехал из Египта два дня назад. По словам адвоката, их обвиняют в шпионаже и эта же статья об экстремизме. Якобы в пользу России они передавали какие-то данные. На мой вопрос, что можно передать из Египта, кроме мусора, адвокат ответил, что это стандартное обвинение, которое в последствии рассыпается в суде. Они держат людей определенное время, не отпускают их. Обвинения никак не конкретизированы, не мотивированы, никаких фактов нет», — сказал мужчина «Кавказ.Реалии».

Когда властям перестают верить

Представитель ингушской диаспоры в Египте, попросивший не называть его имени, в беседе с «Кавказ.Реалии» сообщил, что среди российских студентов нет тех, кто мог бы иметь серьезные проблемы с египетским законом, а заявление Евкурова об «экстремистских мечетях» назвал «странным».

​»Сколько я знаю свою диаспору, ребята у нас очень законопослушные. Вот только бывают нарушения визового режима, но связано это лишь с тем, что местные власти усложнили получение прописки. Мы ни от кого не скрываемся», — сказал мужчина. По его словам, заявление Евкурова удивило студенческую среду еще и потому, что в Египте все контролирует армия и никаких иных мечетей, кроме одобренных властями, там нет и быть не может.

Поступление в Аль-Азхар собеседник назвал «сложной процедурой», на которую уходят годы.

Корреспондент «Кавказ.Реалии» направил запрос через сервис связи на официальном сайте главы Ингушетии относительно сведений, на основе которых Юнус-Бек Евкуров сделал заявление о самостоятельном выезде из региона и учебе задержанных в экстремистских мечетях. Ответ пока не последовал.

Магомед Туаев. Кавказ.Реалии

2 комментария

  1. Чтобы подсчитать экстремистов «от Сунжи..», Иудовкурову нужно начать с себя!

  2. ЮБЕ отказывается от своих людей, предает их так же, как он отказался от своего народа.