Месть спустя 1300 лет?

Кавказ 1300 лет назад: между исламским халифатом и хазарским каганатом

Очень сложно найти логическое объяснение, почему на протяжении многих веков ингушей пытаются лишить их исторического наследия, территории и уничтожить как народ. Почему ГIалгIай постоянно находятся под прессом российской империи, СССР, РФ, а проектировщики «Новой Хазарии» не успев разродится, уже обозначились яростными врагами народа Ингушетии? Почему ГIалгIай столь упорно хотят изжить с их крошечной территории?

Нам стоит искать ответы на эти вопросы не только в настоящем, но и в прошлом, ведь без исторического сознания у народа нет будущего. Ниже материал от 2014 года, который есть смысл вновь проанализировать в свете сегодняшних событий.

«… Из официальной истории мы знаем, что Кавказ был полем ожесточенной битвы между исламским халифатом и хазарским каганатом на протяжении всего VIII-го века. Вахушти Багратиони и Шукри Дахкильгов утверждали, что территория современной Ингушетии являлась плацдармом, откуда один из известных полководцев той войны Джаррах ибн Абдаллах аль-Хаками осуществлял военные походы на Хазарию, и в итоге, именно его действия остановили экспансию хазарской империи на пике их могущества.

Напоминаниями о событиях тех дней остались географические названия, которые жители Ингушетии и Дагестана дали в честь этого военачальника.

Ингушский краевед Шукри Дахкильгов пишет, что само название Джейрахского ущелья Ингушетии, укреплений и джейрахского общества, связано с одним из известных военачальников раннего исламского халифата — Джаррахом ибн Абдаллах аль-Хаками. Об этом же факте в своих трудах рассказывают этнограф Чах Эльмурзиевич Ахриев (1850 – 1914) и крупнейший представитель кавказской историографии Вахушти Багратиони (1695 – 1758).

Ознакомим вкратце читателей с хронологией этих событий.

После того, как исламский халифат разгромил две супердержавы того времени: Персию и Византию, следующей мощной империей, стремившейся ликвидировать исламский халифат, совершая рейды вглубь него, стал иудейский Хазарский Каганат (хазары — единственный народ, который через своих правителей официально принял иудаизм).

Из доступных исторических работ известно, что Хазарский каганат вёл постоянные захватнические войны и жестоко терроризировал все соседние народы. Город Семендер — столица Хазарской империи -располагался на реке Терек.

Исламский халифат и Хазарский каганат столкнулись между собой в битве за Кавказ, и полем борьбы стала вся территория Кавказа. Один из полководцев халифата Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками был на острие этого противостояния. В исторических хрониках он назван одним из лучших полководцев и героев этой войны, а его главная ставка, откуда он совершал военные походы, располагалась на территории современной Ингушетии, что отразилось в географических названиях.

В своем исследовании ученый, Шукри Дахкильгов пишет:

«Территория Джейрахского ущелья Ингушетии примыкает к древнему историческому пути — современной Военно-Грузинской дороге, связывающей Предкавказье с Закавказьем. Дарьял был узловым пунктом, соединявшим Восточную Европу со странами Ближнего Востока.

Высокое Джайраховское плато в северной части главной артерии — Дарьял — должно было привлечь к себе пристальное внимание. Здесь легко было установить контроль над прилегающими ущельями, перевальными дорогами, которые вели вглубь ущелий, как на восток, так и на запад.

Выгодное расположение плоскогорья использовалось Джаррахом, как одно из мест стоянки походного стана. По Дарьялу, на берегах Терека почти нигде нет такой обширной более или менее ровной площади, как указанное плоскогорье. В источниках имеются прямые указания на то, что халифы в VIII веке содержали в Дарьяле свой гарнизон.

Есть все основания предполагать, что гарнизон мусульманских войск стоял на высоком Джайраховском плато, и здесь имелись их защитные сооружения для охраны от внезапных нападений. Даже в 20-х гг. нашего столетия здесь встречалось много грубо обработанных каменных плит, остатков былых фортификационных сооружений. Эти каменные плиты ни по величине, ни по обработке не являлись остатками местных горских башен.

И, наконец, нельзя пренебрегать арабскими источниками. Как писал аль-Баладзори, Язид ибн Усайд Судами захватил Дарьял и разместил там гарнизон, получавший содержание от государственной казны халифата.

И еще. В старинном джейраховском ауле Пхьамат живет охотник Мухарбек Кагерманович Цуров. Здесь он родился, вырос, впитал с молоком матери местные предания и легенды. Он хорошо знает, как знал и его старший брат, ныне покойный Джабраил, быт и прошлое своего родного уголка.

Однажды при случайной встрече в гостях у общих знакомых Мухарбек обмолвился, что он вырос в местности, издревле известной как «БIи лятта моттиг», то есть «место, где стояло войско» — «Войсковое место».

Я невольно воскликнул:

«Что ты сказал?»

Сам того не ведая, Мухарбек Кагерманович Цуров буквально повторил слова Вахушти Багратиони. Это совпадение тем более примечательно, что он не только не читал, но и не слышал об истории Вахушти и с исторической литературой вообще не знаком. В Джейраховском ущелье поныне сохранилось древнее название местности «Войсковое место».

Долина реки Армхи

В память о пребывании здесь ставки, местность, по всей вероятности, получила наименование «скала Джарраха», «стоянка Джарраха», перенесенное потом на горную гряду и небольшую речку, левый приток Армхи. Подобные названия могли дать жители ущелья Армхи.

Можно с уверенностью утверждать, что топоним Джейрах — Джайрах по исторической традиции происходит от антропонима — личного имени. Переосмысление заимствованного слова — имени арабского полководца Джарраха — объясняется, по-видимому, потребностью приблизить его по звуковому подобию к привычным словам. Так, думается, коренное население края могло изменить имя «Джаррах» на «ЖIайрах» — пишет ученый.

В свою очередь личность легендарного полководца обращает на себя внимание военными успехами и героической смертью. Известно, что полководец Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками занимал высокие государственные посты в халифате. К примеру, он был наместником халифа в Армении и в разное время занимал различные руководящие посты.

Он закончил свою жизнь в декабре 730 года, в битве при Ардебиле (город в Иране на границе с Азербайджаном, тогда ещё суннитский).

В это время Хазарский каганат собрал около 300 тысяч воинов, и вышел в поход против 25-тысячного войска Джарраха. (Примечание: данные количества воинов в разных источниках разнятся, но все  сходятся в том, что хазарские силы многократно превосходили войско халифата).

История, написанная неисламскими историками, свидетельствует, что поход хазар сопровождался жестокостью по отношению к местному населению: села выжигались, города разрушались, люди угонялись в плен.

Это действия резко контрастируют с поступками мусульманского полководца Джарраха. Несколькими годами ранее Джаррах захватил столицу Хазарии город Семендер, но пощадил население города и оставил город целым, выселив людей лишь из цитадели.

От Семендера Джаррах направился к Баланджару. С большим трудом мусульмане одержали победу. Правителю Баланджара с 50 воинами удалось бежать. Мусульманам в руки попали его жена и дети. Джаррах отослал пленников вслед за беглецом, и пообещал князю Баланджара сохранить его владение, чем завоевал симпатии и поддержку последнего.

Ранее, примерно в 721 году, в Хазарии, со своим 25-тысячным войском он разгромил 40-тысячную хазарскую армию, возглавляемую сыном кагана — Барджилем. Несмотря на численное превосходство, хазары потерпели поражение.

В битве при Ардебиле войско Джарраха насчитывало также примерно 25 тысяч человек, но на этот раз против легендарного военачальника империя собрала огромное войско в (!) 300 тысяч бойцов.

Как сообщают хронисты того времени, две стороны рубились с таким ожесточением, что все поле сражения было покрыто убитыми и ранеными воинами. В этом кровопролитном бою был смертельно ранен Джаррах ал-Хаками.

Описывая битву, источники сообщают, что мусульмане окружили своего предводителя и продолжали биться насмерть с многократно превосходящими силами противника, пока не полегли все воины. Лишь единицы скрылись в горах Савалана.

Арабский историк Ахмад ибн Асам ал-Куфи в своей исторической хронике отметил следующее: «Один из его (Джарраха ал-Хаками) воинов по имени Сакалийа сумел выбраться, доехать до халифа Хишама ибн Абдуль-Малика и рассказать ему о шахаде Джарраха и его воинов и подробности того, как войско ушло к своему Господу. И зарыдал Хишам ибн Абдуль-Малик и так долго плакал, что вся его борода стала мокрой от слез. И плакали мусульмане во всей стране по Джарраху и его доблестным воинам».

После этой победы хазары, воодушевлённые успехом, рассеялись по стране. Новый мусульманский полководец аль-Хараши начал с уничтожения этих небольших хазарских отрядов. Затем, в сражении, произошедшем в Муганской степи, мусульмане разбили хазарскую армию, захватили их лагерь, и почти все награбленные хазарами трофеи вернулись к мусульманам. Таким образом, победа в битве, в которой геройски погиб Джаррах, стала причиной последующего поражения 300-тысячного хазарского войска».

Из этой информации мы узнаем, что население древней Ингушетии, жители Джейрахского района ГIалгIайче впервые познакомились с Исламом приблизительно через 100-112 лет после хиджры пророка, так как известно, что бой возле города Ардебиль произошел в 730 году, что соответствует 112 году хиджры пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это без учета того, что неизвестно насколько раньше в наших краях появился этот легендарный воин исламского халифата, остановившего расширение хазарской империи.

Таким образом, мнение, что ингуши приняли Ислам в 19-ом веке, не выдерживает никакой критики. Исторический факт, что на территории Ингушетии проживали в мире мусульмане, христиане и язычники. Не было принуждения в религии, уважалось право каждого.

Необходимо также выделить тот момент, что предпочтения народа были очевидны, если местные жители назвали населенный пункт и целое общество в честь полководца Исламского халифата.

Пару слов в адрес тех, кто иронично воспринимает саму идею «возрождения Хазарии». Самым ярким примером тому, что воспринимать это явление нужно серьезно, является Палестина. «Отсутствующие» на этой территории новые иудеи пришли туда и объявили себя ее хозяевами спустя 2000 лет.

Это очень малая часть одного из периодов истории нашего края, но она полна удивительных событий. Нам необходимо беспристрастно изучать нашу историю, сохранившиеся документы, труды достойных ученых, анализировать полученную информацию. Каждый должен знать свои корни, делать выводы из успехов и ошибок, чтобы поступать правильно в будущем. На важность исторической науки указывают многие ученые. Ведь Всевышний Аллах (свят Он и велик) упомянул в Коране истории прошлых народов и пророков в назидание нам.

ZAMANHO

По теме:

Ингушетия — новая Палестина в проекте «Новая Хазария»

Тимур Гази: Ингуши пример для всех нас, они делают всё правильно, но бесполезно стучаться в Кремль, решения принимаются не там

Ингушетия, Чечня и Татарстан могут исчезнуть. И вот почему Рамзан Кадыров не будет против

1 комментарий

  1. Одно непонятно:
    Когда ингуши постоянно (на протяжении веков) находятся под под прессом российской империи, СССР, РФ — почему они так рьяно за нее воюют, помогают устанавливать советскую власть, опять воюют с немцами, а теперь еще и доказывают свою преданность?